Список литературы по проблемам диагностики психического развития детей раннего возраста
  1. Аванесян Р.Д. Игровой диалог как основное средство коррекционного воздействия // Проблемы детской речи – 1996: Материалы межвузовской конференции. СПб., 1996. С. 126-128.
  2. Бадалян Л.О. Схема нормального психомотроного развития детей//Невропатология. – М., 1982, С. 199-204
  3. Бернадская М.Э. Ранняя диагностика когнитивного развития недоношенных детей// Дети с проблемами в развитии/ Под ред. Л.П. Григорьевой. М., 2002. С, 139-157.
  4. Громова О.Е. Обследование речи детей раннего возраста//Методы обследования речи детей. – М., 2003, С. 190-236
  5. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2003.
  6. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?//Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. Развитие у детей речевых возможностей, языковых способностей. – М., 2001.
  7. Лепская Н.Н. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) – М., 1997
  8. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития//Дефектология, 1994. №2, С.3-5
  9. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Развитие речи в раннем детском возрасте и его нарушения//Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб., 2001. С. 191-221.
  10. Патюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. – М., 1996
  11. Стребелева Е.А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей//Дошкольное воспитание. 1998, №1. С.70-73.
  12. Ушакова О.С. Программа развития речи для дошкольников возраста в детском саду. – М., 1994.
  13. Ушакова Т.Н. Детская речь – ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. 1999. №1. С. 59-69.
  14. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., 2000
  15. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей//Проблемы младенчества. – М., 1999, С. 21-25.
  16. Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца: Пособие для любопытных родителей. – Спб.: «Петербург-21 век», 1996.
Список психолого-педагогической литературы, которая может служить основой для осуществления коррекционно-развивающей поддержки дошкольников с нарушением интеллекта
  1. Афанасьева Р.А. Умственное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта в процессе ознакомления с явлениями и объектами неживой природы. – М., 1996. – 16 с.
  2. Баряева Л.Б. Математическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
  3. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, СОЮЗ, 2002.
  4. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - 1. – С. 57 – 58.
  5. БаряеваЛ.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Союз, 2001. – 320 с.
  6. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности.– М.: Просвещение, 1972.– 156 с.
  7. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972. – 142 с.
  8. Гаврилушкина О.П. К вопросу об эстетическом воспитании в детском саду для детей с нарушением интеллекта // Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Н.Г. Морозовой. – М.,1978. – С. 87 - 95.
  9. Гаврилушкина О.П. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология. – 1987. – 5. – С. 48 – 53.
  10. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.
  11. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 134с.
  12. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965. – 52 с.
  13. Давыдова С.И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1976. – 20 с.
  14. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
  15. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно – правовых и программно – методических материалов. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 472с.
  16. Екжанова Е.А Изучение рисунка дошкольников с задержкой психического развития в свете некоторых особенностей их познавательной деятельности./Шестилетние дети: проблемы и исследования. - Н.Новгород: НГПУ, 1993. – С. 60 – 73.
  17. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб: Сотис, 2002. – 256 с.
  18. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. - 1999. - 6. – С. 25 – 34.
  19. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 2000. - 3. – С. – 66 – 78.
  20. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых). – М., 2000. – 96 с.
  21. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002. - 4. - С. 19-25.
  22. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Раздел «Здоровье» в программе коррекционно – развивающего обучении дошкольников с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - 5. - С. -26 - 41.
  23. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2003.
  24. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009. – 175 с.
  25. Ералиева С.Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени. // Дефектология. – 1992.- 1. – С.57 – 62.
  26. Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых). – М., 1977. – 33 с.
  27. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2001, 2004. - 220 с.
  28. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 2001. – 144 с.; М.: Владос, 2005. - 207с.
  29. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2000. – 1. – С.
  30. Кинаш Е.А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения // Дефектология. – 2003. – 3. – С. 50 – 55.
  31. Лапошина Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения // Дефектология. - 1991. - 6.- С.72-77.
  32. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальном детском саду для детей с нарушением интеллекта // Под ред. А.П.Зарина, Е.Л.Ложко. – СПб.: Аполлон, 1994.
  33. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2001, 2005. – 184 с.
  34. Хайртдинова Л.Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта // Дефектология. - 2001. – 1. С.
  35. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. – М.: Владос. – 2001. – 85 с.
Список литературы по проблеме диагностики и оптимизации готовности детей с речевыми нарушениями к школьному обучению
  1. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. - М., 2002.
  2. Бургуменко, Е.А. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: метод. разработки для школьного психолога / Е.А. Бургуменко – М., 1990.
  3. Власова, Т.А. Методы обследования нарушений речи у детей: сб. научн. тр. / Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. — М., 1982.
  4. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. - М., 1985.
  5. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова.- М., 1983 г.
  6. Кузнецова, В.Г. Основы специальной психологии / В.Г. Кузнецова. - М., 2002.
  7. Лисина Н.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Н.И. Лисина, Г.И. Копчеля. – Кишинев, 1987.
  8. Пантелеева, Л.А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями / Л.А. Пантелеева // Журнал «Логопед». – 2004. - №4.
  9. Парамонова, Л.Г. Тесты для детей «Готов ли Ваш ребенок к школе»: сб. тестов и развивающих упражнений / Л.Г. Парамонова, М.Н. Ильина. – СПб., 1998.

Список литературы по проблеме диагностики и коррекции речевых нарушений у младших школьников.
  1. Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В.. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения. - 'Вопросы психологии', № 1, 1991.
  2. Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная школа. - 1987. - N 1.
  3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 1994.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи М., 1990
  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов М., 1991
  6. Коваль В.В.. Коррекционные игры во вспомогательной школе. - 'Дефектология', № 5, 1991. ЭТО ЗАЧЕМ?7Крысько О.Р. Общая психология в схемах и комментариях к ним. - М.: Московский психолго-социальный институт, Изд-во "Флинта", 1998.
  7. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. // Метологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. – 151-164 с.
  8. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959
  9. Обозов Н.Н. Межличностные отношения . Изд-во Ленинградского университета, 1979. – 152 с.
  10. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур , М., 1963 г., стр.27
  11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. / Учебник. М.: Academ A, 1998. С. 164
  12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.
  13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.
  14. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. - М. , 1987.
  15. Сорокина О.А. Коррекция недостатков учебной деятельности школьников// Начальная школа, 1998 № 9. - с. 97-100
  16. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1988.