Вход для сотрудников



Владимирова Ирина Михайловна
педагог-психолог ГБУ ЦДК
кандидат психологических наук

Развитие волевых качеств дошкольника (Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям)

Введение.

В многочисленных исследованиях показано, что от года к году растет число детей с признаками недостаточной зрелости сферы волевой регуляции поведения, деятельности, с низким уровнем развития волевых качеств. Дефицит подобных качеств искажает адекватное личностное развитие и социализацию ребенка, в дальнейшем приводит к появлению заметных проблем в обучении и адаптации к дисциплинарным требованиям школы.

Специалисты называют основные причины подобной ситуации: рост числа детей со «стертой» неврологической патологией, отклонения в воспитательном процессе и изменение среды развития детей (отсутствие «уличного игрового пространства», способствующего коррекции и компенсации полученных при рождении отклонений).

Действительно, система воспитания детей в большинстве современных семей тормозит формирование волевых качеств ребенка. Типичны такие отклонения воспитательного процесса, как гиперопека, неустойчивый стиль воспитания, воспитательная неуверенность родителей. Чаще родители уделяют большое внимание развитию творческих способностей детей, умению предъявлять себя, свое индивидуальное своеобразие миру, тем самым помогают реализации девиза ребенка «Я хочу», а понятия «надо» и «нельзя» формируются слабее. Это наблюдение особенно уместно в отношении дошкольного возраста: взрослым кажется, что ребенок еще очень маленький, да и проблемы, связанные с незрелостью сферы произвольной регуляции поведения еще не столь видны. Заметны они становятся с началом обучения в школе, с ростом нагрузки на эти, слабо сформированные, качества. По удачному выражению известного отечественного нейропсихолога А.В. Семенович, «самая трудноразрешимая задача всего взрослого окружения ребенка состоит в том, чтобы убедить его в значимости и прагматической ценности глагола «должен» для реализации многочисленных «хочу». В этой связи воспитание представляет собой процесс формирования произвольной регуляции поведения у ребенка.

Общая информация о воле и волевых качествах.

В научной психологии понятие воли является одним из наиболее сложных. Проблема воли часто отрицается, вместо нее обсуждается регуляция поведения в связи с потребностями, мотивами, желаниями и целями. При этом все специалисты признают особую важность волевых процессов для организации обучения и развития ребенка.

Чаще всего психологи понимают волю как свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

К волевым относят действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных трудностей.

Выделяют две основные функции волипобудительную (стимулирующую) и тормозящую. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки, добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей («не хочу, но надо»). Но тот же человек благодаря воле может удержаться от совершения каких-то действий или поступков, замедлить или остановить их, если они начались («хочу, но нельзя»).

Традиционно к волевым относятся следующие качества личности: выдержка, смелость, энергичность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность терпеливость, решительность. Слабость воли личности характеризуют: упрямство, лень, беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость.

Развивать волевые качества напрямую очень сложно. Специальных программ по развитию волевых качеств детей мало. Но все специалисты, работающие с детьми, в той или иной степени, прямо или косвенно, стимулируют развитие их волевых качеств. И уж конечно, каждый специалист сразу замечает их недостаточность, поскольку слабость сферы регуляции тормозит и дезинтегрирует любую деятельность по обучению, воспитанию и развитию ребенка. Воспитание воли - педагогически управляемый процесс. Имеются в виду не специальные упражнения, а тренировка волевых усилий в ходе жизни.

Приемы воспитания воли.

Приемы воспитания воли разнообразны, но все они включают соблюдение следующих условий.

  1. Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример взрослого человека (родителя, педагога). Взрослый человек может предлагать ребенку широкий контекст канонов, правил, ритуалов, моделей адекватного, адаптивного поведения. Транслировать такие каноны лучше как бы между прочим, на примерах из своей и его жизни. Такие примеры хорошо иллюстрировать пословицами, поговорками, притчами («Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого», «Делу - время, потехе - час», «Любишь кататься, люби и саночки возить»). Следует обязательно объяснять ребенку, что взрослым людям тоже приходиться преодолевать трудности, показывать возможность такого преодоления, важность иметь волевые качества. При этом на психологическом уровне у ребенка формируется мотивация на развитие волевых качеств.
  2. Хорошие результаты в воспитании воли у детей дают рассказы о людях, литературных персонажах, проявивших мужество и героизм. Обязательны комментарии, обсуждение, создание рисунков на тему сюжета. На психологическом уровне активизируются процессы рефлексии, осознания нужных и полезных волевых качеств.
  3. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. В педагогической психологии установлено, что особенно активное формирование воли у ребёнка происходит с началом обучения в школе. В условиях ДОУ аналогичный опыт, способствующий развитию волевых качеств, ребенок получает при преодолении трудностей в ходе учебных занятий. В повседневной жизни важна реализация принципа: «никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам». При формировании «волевого мускула», важно стимулировать ребенка, мягко оценивая результаты его деятельности. Полезна наглядная фиксация результатов,ежедневное подведение итогов. Вместо оценок можно рисовать веселых (грустных) зайчиков, предложить ребенку оценить свое поведение, деятельность самому, передвинув отметку на шкале, линейке.Психологическим подтекстом данного направления деятельности является формирование у ребенка механизмов обратной связи, способности к самоконтролю и самоорганизации.
  4. Другим важным фактором в воспитании воли у ребенка является совместная работа в коллективе. Ребенок подражает лучшим в группе, старается не отстать от детей, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Взрослому человеку следует называть те волевые качества, которые помогли конкретному ребенку («лидеру») стать сегодня лучшим. В этом случае мы работаем сформированием эталона.
  5. Большое значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих его возрасту, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля создает привычку бросать начатое, не доводя до конца.
  6. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Поэтому важно развивать нравственные убеждения и мотивы детей. Почему нельзя? Потому, что это обидит Васю, навредит Юле и так далее по ситуации. Нравственность «подпитывает» волю, помогает ей проявляться.
  7. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы ребенок учился формулировать свои цели, учитывая при этом потребности других людей (не нарушая чужих границ). Если цель является отдаленной, нужно помочь ребенку наметить этапы достижения этой цели,увидеть ближайшие перспективы, помочь разрешить частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели. В ходе занятий важно обсуждать причину и смысл того, что делается, зачем это нужно конкретному ребенку. На психологическом уровне в подобных случаях происходит развитие волевых мотивов и способностей к целеполаганию.
  8. Принятое решение должно быть исполнено. В этом случае формируется психологический стереотип волевого поведения. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает волю.
  9. К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, домашних ритуалов, обязанностей, правильного распорядка всей жизни человека (мыть руки, чистить зубы, переодеваться в домашнюю одежду, своевременно говорить «спасибо», «извините») Правила, распорядок и алгоритмы помогают проявляться воле. Ребенок должен усвоить нормы и правила поведения в семье, группе, основные принципы ролевого взаимодействия. Для их закрепления нужна достаточно «жесткая» позиция родителей и педагогов. Алгоритмы также можно формировать и закреплять в ходе занятий в ДОУ.
  10. В развитии волевых качеств помогает обогащение среды жизни ребенка разнообразными играми(фольклорные, лото, классики, вышибалы, танцы, «крестики-нолики», «морской бой», шашки, шахматы, эстафеты). Все эти интересные занятия автоматически формируют у ребенка осознание необходимости знания и соблюдения правил игры. Важно, чтобы участники игры были заинтересованы в победе, для этого проигравший может сделать что-то штрафное, а победивший получает мини-приз. В игре нужно развиватьсосредоточенность внимания на ней, способности к выполнению правил, терпение.
  11. Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли, создают занятия спортом.

Принципы развития произвольности детей на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.

1. В ходе занятий необходимо развивать у ребенка навыки формирования программы, предвидения результатов ее воплощения, постановки целей и задач, способов их выполнения, постоянный самоконтроль, самооценку, оперативную коррекцию. Для этого взрослый человек (воспитатель, родитель) предлагает ребенку рассказать подробно, что он собирается делать (до того, как он начнет это делать).

2. Оптимален для развития произвольной регуляции следующий алгоритм:

  • механическое принятие и выполнения строго заданной, развернутой инструкции (демонстрации) со стороны взрослого. Чем младше ребенок, тем более подробной и четкой должна быть инструкция (наглядная демонстрация), равно как и обсуждение всех этапов работы. При этом, существует принципиальная разница между программами «Делай как хочешь» и «Делай точно так» («Брось в стенку мяч» и «Попади мячом в круг»);
  • применение усвоенного алгоритма для планирования и оценки деятельности других (сверстников, родителей, педагогов). Для реализации данного принципа можно попросить ребенка придумать, спланировать или выбрать из уже известных «дело» для приятеля, педагога, мамы. При этом он должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания и оценить его результат, назвать допущенные ошибки и объяснить, как их можно исправить. Взрослому человеку важно не стесняться быть неосведомленным и вслух признавать свои ошибки;
  • совместное создание программы деятельности, выделение ее цели, обсуждение возможных (желательных и не очень) последствий, способов их достижения, реализации, контролю за достигнутыми на каждом этапе результатами. Эту сложную для ребенка деятельность можно начать с «придумывания» игры;
  •  самостоятельное создание программы деятельности («придумывание игры»).
3. Для формирования волевых качеств ребенка полезно делегирование ответственности. Дети любят быть дежурными, раздавать (собирать) пособия, следить за временным регламентом, порядком и др.

4. В развитии волевых качеств в ходе занятий очень помогают конкурирующие заданиязадания, основанные на реакциях выбора. При этом развиваются и волевые качества, и активное внимание Пример: «говорим тихо, а хлопаем громко».

5. Целесообразно включать в структуру занятия упражнения, направленные на формирование произвольного внимания, способности к задержке реакций, преодолению поведенческих стереотипов. Пример: «Море волнуется», «Черепашки», «Говори по сигналу».

6. Важным аспектом оптимизации произвольной регуляции ребенка является работа с ним в режиме «глухой инструкции» и формирование у него «детектора ошибок». Пример «глухой инструкции»: «Я не помню, что мы с тобой делали в этом упражнении». Пример «Детектора ошибок»: ребенку предлагается для анализа заведомо ошибочная ситуация, которую нужно исправить; предлагаются нелепые сюжеты, нужно найти ошибку.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что деятельность по формированию волевых качеств детей дошкольного возраста важна и сама по себе, как самостоятельное направление развития представителей этой возрастной группы, и как важный компонент их подготовки к школе.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: «Академия», 1999.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М. -Воронеж, 2005.
  3. Бреслав Г.М.. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: «Институт практической психологии», 1997.
  4. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о плохом поведении / Пер. с англ. Е.В.Романовой. – СПб.: «Каллиста», 2004.
  5. Иванников В.В. Психологические механизмы волевой регуляции. - СПб.: «Питер», 2006.
  6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: "ЧеРо", 2002.
  7. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: «Речь», 2002.
  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: «Речь», 2001.
  9. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: «Речь», 2006.
  10. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: «Генезис», 2008.