Вход для сотрудников



Комплекс артикуляторной гимнастики

Упражнения комплекса артикуляторной гимнастики выполняются в структуре работы по коррекции нарушений звукопроизношения. Несмотря на то, что наибольшую значимость данная гимнастика имеет на этапах подготовки к постановке звука,  постановки и первичной автоматизации, в большинстве случаев, упражнения/их основная часть выполняются на протяжении всего процесса автоматизации поставленного (вызванного) звука (в слогах, словах различной слоговой структуры, предложениях, текстовой деятельности).

Артикуляторная гимнастика должна выполняться каждый день по 7 – 10 минут. Все упражнения проводятся с ребёнком перед зеркалом под счёт. Взрослый показывает образец выполнения каждого упражнения, уточняет ребенку инструкцию. Упражнения необходимо проводить в хорошо проветренном помещении.

«Улыбка – трубочка»: попеременное чередование улыбки с оскалом и губ, вытянутых в форме трубочки. Серия движений 6 – 7 раз. Зубы сомкнуты.

«Корытце»: имитация утрированной артикуляции звука «ы». Удержать данное положение под счёт до 7.

«Шарик»: попеременное надувание левой и правой щёк. «Шарик» перемещается из одной щеки в другую.

«Иголка – Лопатка»: рот раскрыт в улыбке. На счёт раз – высунуть узкий язычок с острым кончиком, на счёт два – убрать язык, на счёт три – высунуть широкий распластанный язык, на счёт четыре – убрать. Серия движений – 5 – 6 раз.

«Орешки»: кончик языка упирается во внутреннюю поверхность щеки и медленно совершает круговые движения (перекатываем «орешки» из одной щеки в другую).

«Часики»: рот раскрыт в улыбке. Подбородок не подвижен. Кончик языка попеременно дотрагивается до правого и левого уголков рта (движения по типу маятника; серия – 6 – 7 раз).

«Качели»: рот раскрыт в улыбке. Подбородок  зафиксировать. Кончик языка поочерёдно дотрагивается до середины верхней и нижней губы  (2 – ой вариант: кончик языка поочерёдно «прячется» за верхние и нижние резцы). Серия состоит из 6 – 7 движений.

«Парус»: рот широко раскрыт. Кончик языка поднят и прижат за верхними резцами. Необходимо удержать заданное положение под счёт до 7.

«Вычистим мусор»: рот раскрыт в улыбке. Кончик языка прижимается к альвеолам (бугорки за верхними   резцами) и, надавливая на твёрдое небо, медленно продвигается к  верхним резцам.

«Горка»: рот раскрыт в улыбке. Кончик языка опущен и прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка подняты, задняя опущена. Данное положение языка необходимо удержать под счёт до 7 – 10. Язык остаётся неподвижен.

«Водолазы»: рот раскрыт в улыбке. Язык в форме горки. Кончик языка медленно передвигается по дну ротовой полости из стороны в сторону (ищем сокровища на дне).

«Свисток»: рот слегка приоткрыт. Кончик языка высунут на нижнюю губу, и дотрагивается до края колпачка (от ручки). Ребёнок дует в колпачок. Для того чтобы получился свистящий звук, необходимо выдыхать постепенно; по середине языка должен появиться желобок.

«Чашечка»: рот раскрыт в улыбке. Высунуть широкий язык и загнуть боковые края так, чтобы получилась «Чашечка». Язык в таком положении удерживается под счёт до 7.

«Трубочка»: рот слегка приоткрыт. Язык в форме трубочки удерживается под счёт до 5 – 7.

«Лошадка»: имитация цоканья лошадки с широким раскрыванием рта. Важно следить за тем, что бы язык при выполнении упражнения двигался  в направлении от верхних резцов вглубь ротовой полости.

«Грибочек»: фиксированная первая фаза упражнения «лошадка». Ребёнка просят цокать все медленней и медленней, затем подтянуть язычок под нёбо (чтобы цокнуть) и оставить его там. Удержать язык в таком положении 5-7 секунд.

«Барабанчик»: рот раскрыт. Кончик языка поднимается вверх и, многократно ударяясь об верхние резцы, имитирует серию звуков «д – д – д» - барабанная дробь.